Увидеть этот шедевр лучше в сопровождении гида по Галерее Уффици.
Выражение «Код да Винчи» уже превратилось в крылатую фразу. Например, «Благовещение» Леонардо да Винчи, выставленное в Галерее Уффици действительно зашифровано автором. Разобраться с подтекстом картины нам поможет итальянский историк, и активный участник программы по сохранению произведений искусства Альберто Коттиньоли. Страничка его сайта встречает читателя чудесной эпиграммой:
«От долгой ходьбы мои ноги выросли настолько, что теперь я говорю сам с собою поверх облаков»
Мир искусства — это не только мир «спасающей красоты», но и бездумная мода на трактовки и интерпретации. С сожалению, многие псевдо-критики стараются сегодня завоевать внимание публики муссированием темы однополых связей. Но такой штамп настолько примитивен, что Альберто Коттиньоли называет их «маленькими умами нормальных людей, пытающимися понять гигантские умы гениев». В своей статье автор анализирует реставрацию «Благовещения» Леонардо да Винчи в 2000 году. Он приводит обезоруживающие факты неправильности принятых при реставрации решений, что привело к потере смысла оригинальной работы Леонардо. Беда подстерегала шедевр не в отсутствии профессионализма реставраторов, а в непонимании той скрытой идеи, которую мастер спрятал внутри. Потому что:
«…Гений воплощает реальность как гармоническое единство мироздания. Его ум утончает до исключения различия между вещами. Его ум стремится к естественной взаимонеобходимости жизненных структур. Которые нормальные умы считают взаимоисключающими. Гений стирает границы между материальной и психической реальностью. Нормальные же умы действуют в противоположном направлении, разрушают поток реальности, дробят сложное органическое единство, потому что они питаются исключительно различиями. И когда таковые различия не обнаруживаются, они их создают…»
Гора — Великая Мать
Леонардо — самый великий криптограф всех времён и народов. Он зашифровал в «Благовещении» грандиозное послание. Предлагаю вам, с помощью Альберто Коттиньоли, научится читать нечитаемое, увидеть невидимое!
Начнём с точки схождения перспективы. Далеко на заднем плане мы видим белесую гору. Ее гигантские размеры подчеркнуты микроскопическим городом у подножья. Какой же смысл в ней заключался до реставрации? Попробуем рассмотреть указанные автором элементы: А — глаза; М — нос; L — овал лица; С,G — ниспадающий покров головы; D,F — плечи; Е — остроугольный вырез одежды; Z — угол книги. Это Великая Мать — прародительница всего живого.
Этрусские захоронения
Перед Великой горой расположена гора пониже и темнее. И в ее центре (прямо над городом) зияет чёрное ущелье. Это вход в Город Мертвых! Леонардо родился и вырос на земле этрусков. Они хоронили своих умерших в полу-подземных комнатах — тумоло, засыпая их землей в виде холма с входом. Художник наверняка много раз видел «холмики мертвых» в окрестностях родного Винчи. Такое маленькое тумоло он изобразил прямо над протянутыми пальцами ангела.
Волшебный город
На берегу моря Леонардо поместил город. Тут происходит цикл жизни (порождаемой Великой Матерью) и смерти (вход в Царство мертвых).
Переместимся на передний план шедевра. На первый взгляд все верно — «Архангел Гавриил приносит благую весть Деве Марие»! Однако…
Что же у этих двоих за странные взгляды? У Ангела скромный и стеснительный, а у юной Марии открытый и уверенный. Не должно ли быть наоборот? Ну конечно, если бы это действительно были Архангел и Девственница. Но если это признание в любви обычного юноши обычной девушке — взгляды на картине обретают смысл!
Ангел - Икар
Всю свою жизнь Леонардо был одержим желанием полета. Чем бы он не занимался, и где бы он не был, он не прекращал конструировать искусственные крылья и проводить с ними эксперименты. Мы знаем об этом из его дневников-кодексов. Но и во многих живописных работах ученого этот факт тоже нашел свое отражение.
Рассмотрим Ангела.
Его крылья ненастоящие. Они привязаны к телу, как у античного Икара — L, E. Электронный микроскоп Лучи Х показывает нижний слой краски. Вначале Леонардо изображает перекрещённые на груди ленты, соединенные с подмышечными креплениями, чтобы было возможно удерживать крылья вместе. Но в верхнем слое художник перенёс ленту на горло (камуфлируя ее под воротник-стойку) — F. Чтобы скрыть само место крепления крыльев на спине, он изображает лист аканта — С.
На лбу ангела кудрявый локон. Лилию он не даёт Марие, а протягивает вперёд правую руку в благословляющем жесте. Но тонкое деревце на фоне расположено так, что кажется зажатым между протянутыми пальцами ангела. Он преподносит возлюбленной Древо Жизни!
Свет направлен в спину ангелу, отчего отбрасываемая им тень черна. В ней отсутствуют какие-либо признаки растительности. Это выглядит парадоксально на фоне подробно выписанной травы и цветов вокруг. Логичнее видеть в этом пятне поверхность воды — омут. Ведь «признание в любви» того времени — это не что иное, как «предложение руки и сердца». А для молодой девушки это не только любовь как таковая, но и страх перед неизвестностью будущего.
Леонардо драпирует плащ ангела неслучайно. Между ног он ему помещает пикантно игривую складку, которая ну ни как не может блестеть при таком направлении света.
Мария
Теперь рассмотрим девушку.
Она защищает поднятой ладонью сердце. До реставрации и в ладони и в сердце находились крохотные отверстия. Как будто бы невидимый купидон пробил ей сердце своей стрелой прямо через ладонь.
Поглядим на ее колени. Ткань одеяния покрывает парапет слева так, что создаёт впечатление третьей ноги. И тут мы вспоминаем кинематограф. Леонардо задумался, как заставить двигаться фигуру на плоском изображении? Он проводил опыты и на эту тему, быстро меняя изображение предмета, каждый раз чуть сдвигая его. Мария не просто «расставляет колени», но как бы указывает отодвинутым коленом направо, где в проеме двери видна кровать, покрытая красным пологом, напоминающим плащ ангела. До реставрации ее левое колено было затемнено умышленно.
Саркофаг
Правая рука Марии перебирает почти прозрачные листы, исписанные различными языками — Книгу Жизни, которую держит Великая Мать вверху картины. С пюпитра под книгой свисает абсолютно прозрачная ткань, символизирующая ручей, вытекающий из Родника Жизни (книги). Но на чем стоит пюпитр (и куда спускается ручей)? Саркофаг! И не какой-либо вымышленный. Этот мраморный гроб вырезал Дезидерио да Сетиньяно, как погребальный монумент гуманисту и политику Карлу Марзупини. Он до сих пор стоит во флорентийской базилике Санта Кроче. Но в изображенном здесь саркофаге есть бунтарское отличие. Если хозяйкой стиля Возрождения была госпожа Симметрия, то Леонардо не изобразил ни одной детали правой половины гробницы идентичной левой! Может быть потому что молодой мастер уже понимал что не бывает идеальных отношений, и что союз двоих людей крепнет в единении противоположностей…
Цикличность бытия
Что же разделяет передний и задний план? На первый взгляд — это парапет окружающий двор, но…
Знаменитый критик работ Леонардо, профессор университета Лос-Анжелеса Kenneth Clark называет «Благовещение» «мерзким набором ошибок». Одной из которых и является вышеупомянутый парапет. Действительно, если речь идёт о заборе, он неестественно широк. Но абсолютно нормален, если это две надгробные плиты, углы которых обозначены кладбищенскими кипарисами! Один — над юношей, второй — над девушкой. В череде символов жизни и смерти отображена главная идея автора — ЦИКЛИЧНОСТЬ, или БЕСКОНЕЧНОСТЬ!
Спасибо Алберто Коттиньоли за проницательность и мужество.
Описание экскурсии в Галерею Уффици вы найдете перейдя по ссылке
https://italiaguidaitalia.com/2021/07/30/gid-v-galeree-ufficzi/