Почему площадь Республики — это начало?
Факт из истории Флоренции 27
В самом центре города находится слишком большая, по меркам Флоренции, площадь Республики. С самого края на ней притулилась совершенно неприметная колонна, с поношенной временем, скульптурой сверху. Это богиня изобилия Флора, давшая имя поселению. А колонна на которой эта дама стоит — и есть Пуп Города.
Чтобы начать строить новое поселение, римляне должны были сначала найти, так называемую, нулевую точку, или точку отсчета. Через нее проводились две перпендикулярные прямые линии, определяющие концы света: кардум и декуманум. И только затем между этими линиями землю разделяли на квадраты центурии, в каждый из которых помещалось 100 семейных наделов. Таким образом, новое поселение равнялось 400 семьям. Именно эта система объясняет квадратное основание римских городов на широких плоских равнинах, а не на вершинах гор, как строили этруски.
Богиня Флора
Художественная зарисовка
Дорога Кассия вела из Рима на север, к Альпам. Новое поселение было решено построить там, где дорога пересекала долину реки Арно. Но как во вселенной центром является Солнце, в доме — очаг, так и в городе центром должен Камень Основания. Эту точку полагалось найти знающим в этом толк жрецам.
И вот множество людей, прибывших подзаработать на постройке нового города разбили лагерь прямо в диких зарослях долины. Некоторые отдыхали в тени деревьев со своими тягловыми животными, другие же окружили высокого лысого старика, за глаза называемого Мумией. Его жреческий сан авгура можно было легко определить по ярко красной поперечной полоске на длинной тоге. Тонкость кожи создавала впечатление, что старик смотрит прямо через полуприкрытые веки, придавая его образу магический вид. Он держал жезл — закрученную с одного конца небольшую палку, такую же сухую как и он сам, и казавшуюся продолжением его руки.
Подняв ее, жрец прочертил в воздухе невидимую линию. Озарение свершилось! Эта линия определяла восток и запад, и должна была стать декуманумом. Так как сама дорога Кассия, идущая от Рима на север, была взята жрецом за кардум. Люди засуетились, и развили бурную деятельность. Кто-то вбивал в мягкую землю шест, кто-то привязывал к нему веревки.
Общими усилиями авгура водрузили на повозку, где он продолжал неподвижно стоять, с поднятой рукой, как деревянный истукан. Только ветер развивал подол его тоги. Скорость людских движений увеличивалась. Надо было успеть растянуть веревку как можно дальше, до наступления полной темноты. Чтобы это было возможным, приходилось вырубать растительность, как на восток, так и на запад. Двое, работая синхронно, переговаривались вполголоса:
— Считай, что сегодня повезло! Нужно отметить вего-лишь декуманум.
— Это потому, что Мумия стал слишком стар, чтобы часами стоять с задранной рурой.
— И не страшно тебе над Великим Жрецом насмехаться? Вот услышит Юпитер, мало не покажется!