Приход к власти в Европе в конце VIII века н. э. Карла Великого совпал с окончанием ледникового периода. Централизация управления вместе с потеплением привели к улучшению жизни и увеличению ее продолжительности. И одной из значительных вех стала денежная реформа, заключающаяся в установлении единой меры веса серебра. За основу была взята древнеримская либра (вес или фунт). Но если 1 римская либра весила 327 граммов золота (древнерусская 307 граммов), Карлова либра весила 408 граммов серебра от 795 до 812 пробы. Из 408 граммов серебра чеканили 240 монет — денариев по 1.7 грамму весом и 2 см диаметром, с крестом на аверсе и монограммой Карла на реверсе. 12 денариев составляли 1 сольдо. И либра и сольдо являлись номинальными единицами. Тогда как реальными деньгами были денарии.        

        Но с увеличением торговых оборотов возникла необходимость в увеличении ценности денег. Третьей финансовой революцией в Европе стало введение в оборот золотой монеты, приравниваемой к либре. Первым монетным двором, выпустившим в 1252 году золотой флорин стала Флоренция. Не будучи портовым городом, она, тем не менее, смогла выйти на первое место в бизнесе своего времени. Флорентийские купцы торговали не только во всей Европе и Азии, но и на севере Африки, где с ними расплачивались золотым суданским песком. В среднем 2 см шириной и весом 3,53 грамма, Флорин содержал 24 карата. Изображал флорентийскую лилию на аверсе и Иоанна Крестителя (покровителя Флоренции) на реверсе. То есть, это было чистое необесцениваемое золото. Он соответствовал 20 сольдо, и следовательно 240 денариям. Но золотых сольдо и денариев не существовало. Они были номинальными.

        Так как чистое золото очень мягкое, монеты гнулись и стирались. Поэтому старые ценились буквально столько сколько весили. Чтобы этого избежать только что отчеканенные монеты запечатывали в кожаные мешочки прямо на монетном дворе, и расчёт крупных операций шел мешочками, пока в XV веке не начали использовать векселя. В ненадежных ситуациях мягкость флорина проверяли зубами. Если он не поддавался, значит это была подделка с добавлением другого метала.

   Золотой Флорентийский Флорин просуществовал 300 лет и всегда оставался самой прочной и конвертируемой валютой на международном рынке, так как выпуск монеты очень строго контролировался. Но для повседневной жизни он не годился, из-за своей большой ценности. Поэтому сосуществовал с простым серебряным денарием. Со временем серебра в сплаве становилось все меньше и денарий обесценивался. Но и флорин к 1422 году стал слишком мал и его диаметр увеличили на 2 мм.

       Проведенный экспертами расчёт приравнивает 1 флорин к 130€. И действительно, визит к врачу стоил 1 флорин. Так же стоила работа портного за платье. Только вот оплата труда не соответствовала современной. В год служанка получала 10 флоринов, писец — 30, счетовод — 60 (так же стоило золотое кольцо с изумрудом), мастер ювелир зарабатывал 1000 золотых флоринов, повар за один свадебный банкет — 4 флорина. Палаццо купца стоил 3000 флоринов, а скромное жилище — 100, лошадь — 30. Мелкие товары приобретались за денарии: локоть хлопка — 100 денариев, яйцо — 3, фазан — 100, заяц — 200.

          В заключении, хочу подчеркнуть, что торговцами и менялами в эпоху средневековья могли стать только очень способные личности. Ведь они имели дело сразу со множеством проблем, о которых современникам и не снилось: старые и новые монеты, узкие (выпущенные до 1422г.) и широкие (отчеканенные после), с большим или меньшим содержанием серебра, с подделками злотых флоринов, с равноправным хождением монет других городов и государств, с сосуществованием не взаимозаменяемых золотой и серебряной системы, с реальными и номинальными учетами, с опасностью хранения и перевозки денег.

           Нам же с вами сейчас нужно заботиться только о их наличии.